Съёмка лесного пейзажа. Часть I

Съёмка лесного пейзажа. Как фотографировать в лесу.

Поснимав несколько лет пейзажи в походах по горам с ночным небом, закатами и северными сияниями, захотелось раскрыть потенциал ранее неизученного – природы в паре часов езды от дома. Я живу в Санкт-Петербурге, и моё любимое направление для загородных прогулок – Карельский перешеек с его холмами и хвойными лесами. Несмотря на визуальную живописность нашей природы, воспринимать её всерьёз с позиции фотографа сначала было сложно. Особенно после гор. Но моё стремление постичь неизвестное, пробы, море ошибок и первые удачи постепенно разогнали энтузиазм до небывалого уровня.

В этой статье я поделюсь своим опытом съёмки лесного пейзажа, расскажу, как найти красивый лес недалеко от дома и как сделать интересное фото даже с ясным небом, а ещё без гор, водопадов и туманов. Я не ставлю цель дать единообразные приёмы для всех случаев, а покажу ход мыслей в той среде, где я сама чаще практикуюсь – Ленинградская область. По аналогии не сложно разобраться с любой другой территорией.

Изучение живописи эпохи реализма

Первые шаги в лесной фотографии я делала наугад. Казалось бы, примеры для вдохновения найти несложно, но все они сняты в гипер-фотогеничных лесах США, Голландии и Германии. А что делать, если вокруг только непонятная мешанина, да ёлки с соснами? Никто запечатлевать такое толком не хочет, потому что сложно, неэффектно, скучно. Картины выдающегося русского художника Ивана Шишкина стали для меня первым доказательством обратного. Поэтому я считаю, что живопись занимает важное место в изобразительном понимании леса.

Живопись – это мощное упрощение фотореалистичного изображения. Многие приёмы в ней продемонстрированы в более понятной форме, чем на художественной фотографии. Детализированы и акцентированы только нужные элементы, тогда как «визуальный мусор» и второстепенные предметы художники обычно не прорисовывают. В итоге мы видим более совершенное пространственное представление на плоскости и продуманную композицию. Попробуйте всмотреться в картины не только как зритель, но и более внимательно – как читатель.

Основные художественные приёмы

живопись - Генрих Бёмер
Автор: Генрих Бёмер (1852-1930)

Тональная перспектива: от тёмного к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Ведущая линия: явно читаемой нет, но есть полянка-дорожка
Интересные объекты, сюжет: человек, животное
Дополнительные средства достижения объёма: мы видим полянку, окружённую виньеткой из деревьев, тем самым достигается погружение внутрь картины

живопись - Иван Шишкин
Автор: Иван Шишкин (1832-1898)

Тональная перспектива: от тёмного к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Отражение: отражение замкнуто снизу камнями, чтобы взгляд зрителя не уходил вниз за пределы картины, оставаясь внутри сцены
Ведущая линия: ручеёк
Интересные объекты, сюжет: ландшафт в виде холма справа

живопись - Юлий Клевер
Автор: Юлий Клевер (1850-1924)

Тональная перспектива: от светлого к тёмному, а вдалеке снова к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Отражение: отражение слабо выражено, замкнуто снизу растительностью на поверхности ручья
Ведущая линия: ручей
Интересный объект: ветки елей с повышенной детализацией
Дополнительные средства достижения объёма: очень объёмно прописанные деревья на переднем плане

живопись - Юлий Клевер
Автор: Юлий Клевер (1850-1924)

Тональная перспектива: от тёмного к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Отражение: отражение подчёркивает небо и добавляет объём, но тоже замкнуто снегом снизу
Ведущая линия: ведущая линия ручья
Интересный объект, сюжет: закатное небо; повалившееся дерево задействует диагональ и создаёт напряжение, драму

живопись - Фредерик Эдвин Чёрч
Автор: Фредерик Эдвин Чёрч
(1826-1900)

Тональная перспектива: от тёмного к чуть более светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Отражение: отражение замкнуто снизу тропическими зарослями
Ведущая линия: лунная дорожка
Интересные объекты, сюжет: джунгли ночью
Дополнительные средства достижения объёма: очень объёмно прописанная виньетка из деревьев и растений на переднем плане

живопись-Иван-Шишкин
Автор: Иван Шишкин (1832-1898)

Тональная перспектива: резко от светлого к тёмному
Снижение детализации к ЗП: снижение количества информации к заднему плану
Ведущая линия: ярко выраженной ведущей линии нет, но она подразумевается в «коридоре» деревьев и освещения
Интересный объект, сюжет: красиво проработанные камни, мхи и деревья; задействована диагональ
Дополнительные средства достижения объёма: полное отсутствие просветов между деревьями и тёмный градиент сверху затягивают взгляд внутрь

живопись-Ашер-Браун-Дюран
Автор: Ашер Браун Дюран
(1796-1886)

Тональная перспектива: локальные световые переходы, снижение контраста от переднего плана  к заднему
Снижение детализации к ЗП: явно не выражено
Ведущая линия: слабо выражена
Интересные объекты, сюжет: наклонённые стволы задействуют диагонали и словно оживают от того, что они не прямые
Дополнительные средства достижения объёма: очень объёмное освещение на деревьях переднего плана; отсутствие просветов неба в верхней части, виньетка из кроны

Иван Шишкин - Лесное кладбище
Автор: Иван Шишкин (1832-1898)

Тональная перспектива: от тёмного к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Ведущая линия, идейность, сюжет: градиент освещённости, а также линии тропинки и поваленного дерева приводят нас слева направо к силуэту человека
Дополнительные средства достижения объёма: объёмно прописанные покрытые мхами стволы и пни

Автор: Юрий Васендин (1958 г.р.)

Тональная перспектива: от тёмного к светлому
Снижение детализации к ЗП: +
Ведущая линия: явно не выражена, но существует смысловая линия – взгляд движется из нижнего левого угла, попадает на дом, далее по наклонённому стволу дерева попадает в туман, а после на луну
Интересные объекты, сюжет: деревянный сруб с горящим окошком, наклонённое дерево
Дополнительные средства достижения объёма: тропинка; туман, отделяющий холм с избушкой от остальной чащи

Автор: Юрий Васендин (1958 г.р.)

Тональная перспектива: от светлого к тёмному
Снижение детализации к ЗП: +
Ведущая линия: явно не выражена, но можно проследить смысловую линию из нижнего левого угла и далее по световым пятнам вглубь картины
Интересные объекты, сюжет: деревья на переднем плане как живые за счёт того, что они склонились над полянкой с сухой маленькой ёлочкой
Дополнительные средства достижения объёма: виньетка из ветвей елей

Изучаем карты

Хорошо известный приём просмотра фотографий, прикреплённых к Google и Яндекс картам, давно всем знаком. Это действительно удобно, но в какой-то степени лишает вас возможности отправиться в неизведанное. Существует старинный способ узнать о неизведанном намного больше, чем по спутниковой карте – чтение топографических и тематических карт.

Для начала обратимся к карте тематической. Давайте узнаем, какие породы деревьев преобладают там, где вы живёте или хотите поехать снимать.

Преобладающие породы леса на территории России
Преобладающие породы леса на территории России

Как я уже писала вначале, обычно я езжу на северо-запад Ленинградской области – Карельский перешеек. Здесь рельеф довольно интересный для равнины, много красивых лесов и удобное транспортное сообщение. А вот и тематическая карта растительности Ленинградской области. Очень люблю таинственные еловые леса, определяю их скопления и иду дальше. Надо учитывать, что тематические карты (как и любые другие) генерализированы, иными словами, – показывают обобщённые данные. Это означает, что лиственный лес может появиться там, где преобладающая порода – сосна. А ельник – где лес смешанный.

Карта растительности Ленинградской области
Карта растительности Ленинградской области

В качестве примера, посмотрим, что у нас под Выборгом (трасса между Возрождением и Петровским, озёра Потаённое и Коршуново). Я специально выбрала место, где нет фотографий. Как использовать эти карты?

Яндекс-карта

Подходит для того, чтобы быстро решить, как добраться до места при помощи транспорта.

Ссылки:

https://yandex.ru/maps

Спутник Google Earth

Привычен для первичной оценки местности, однако больше внимания стоит уделить тем картам, которые пойдут ниже. Google-панорамы улиц хороши тем, что с их помощью можно подсмотреть даже удалённые от крупных городов грунтовые дороги.

Ссылки:

https://www.google.ru/maps/

OpenTopoMap

Один из проектов на базе OpenStreetMap (используемую также мобильными приложениями MAPS.ME и OsmAnd), созданный единомышленниками-добровольцами со всего мира. Славится доскональностью туристических троп и отрисовкой рельефа. Карта высот берётся с космического радара, выполняющего топографическую миссию – SRTM. Как и везде, здесь встречаются неточности, поэтому для полноты картины нужно сопоставлять информацию с другими источниками.

Ссылки:

https://opentopomap.org/

https://www.openstreetmap.org/

https://osmand.net/

https://ru.maps.me/

Карта ГосГисЦентра (обновлённые карты Генштаба)

Карты ГГЦ сделаны в начале 2000-х годов, горизонтали проведены через 20 м, помимо дорог, отмечены некоторые тропы, скальные выходы, тип деревьев.

Ссылки:

http://loadmap.net/

http://www.etomesto.ru/

Карта Карельского перешейка

Взяла её для дополнения знаний о местности. На примере не видно, но на ней тоже есть отметки  типа деревьев. Также можно увидеть тропы, объекты и названия, которых нет на других картах.

Ссылки:

http://kolamap.ru/topo/karel_per.htm

Финская топографическая карта 1939 г

Очень подробная и точная карта, несмотря на такую давность! На ней нет современных новообразований, некоторые тропы уже заросли (но прощупываются), зато читать по ней рельеф – одно удовольствие. Горизонтали проведены через каждые 5 метров, помечены обрывы и скальные выходы. Особенно впечатляет, что каждый символ растительности несёт свой смысл! Попробовала перевести условные обозначения при помощи Google-Переводчика. Если есть знатоки финского языка, поправьте, пожалуйста.

Ссылки:

http://www.etomesto.ru/

http://ladoga-lake.ru/maps/fintopo/fintopo1-20000-00.html

перевод на русский язык легенды растительности с финской карты
перевод на русский язык легенды растительности с финской карты

Что такое горизонтали на картах и что они значат?

горизонтали на картах
горизонтали

В зависимости от масштаба, назначения и изготовителя карт горизонтали могут быть проведены через разное количество метров, что обычно помечено на карте.

Рассмотрим озеро Потаённое. Финская карта самая подробная, поэтому возьмём её за основу. Более новые карты будем использовать лишь для согласования данных: наличие дорог, населённых пунктов, вырубок леса и прочих разработок, оказывающих непосредственное влияние на облик местности.

разбор финской карты

Озеро Потаённое находится в окружении холмов. Холм на юго-западе озера возвышается на 40 метров, имеет обрывистые склоны с ёлками. Берега озера незаболоченные, но вот по дороге к озеру болотце встречается. Рельеф местности, хоть и равнинный в сравнении с горами, но уже очень интересный с точки зрения лесного пейзажа. Легко ли дойти до места? На финской карте 1939 года лесные тропки отмечены, на современной карте OSM стоит значок тур.стоянки, на карте ГГЦ и Карельского перешейка тропы тоже есть. Значит проходимость адекватная.

Дороги и тропы, образно выражаясь, связывают точки интереса. Наивысшее качество дорог на территории города и между крупными городами. Качество и количество дорог уменьшается по мере отдаления от населённых пунктов и снижения численности населения. Надо изучать, какие точки интереса связывают лесные тропы, какое население в близлежащих городах или посёлках, является ли место, куда вы отправляетесь, заказником, национальным парком или это просто глухое озеро в дремучей тайге. На старинных картах могут быть тропы, идущие от уже нежилых поселений, в таком случае от проходимости можно ожидать всё, что угодно.

Ладно, это всё теория и не особо понятно,…

…что же искать на картах?

Сцены лесных пейзажей имеют значительно меньшие размеры по сравнению, например, с горами, где до заднего плана может быть от километра и больше, поэтому и мыслить нужно учиться меньшими масштабами. Умение разбираться во всём многообразии карт не является гарантией, что вы найдёте готовый ракурс, но показать потенциал может вполне.

Как найти красивый ручеёк в еловом лесу?

Просто запомните раз и навсегда: здесь красивого ручейка не будет!

Если плохо запомнили, посмотрите на меня. Река течёт в глубокой низине, кое-где символами помечены болота     

Ручей стекает вниз с холма. Болотистые берега в таком случае если и образуются, то совсем локально, где есть застой. По факту застоев на этом ручье нет, но фотогеничную точку всё равно ещё нужно постараться найти.

Холмистая местность, выходы скал

Если рядом с вашим городом нет гор, дополнительный объём лесному пейзажу придадут даже небольшие перепады высот (20 – 100 м).

Маленькие озерца, спокойные речки

Они хороши тем, что там намного проще подловить отражения. Чем так круты отражения, узнаете дальше!

Замеры провести несложно в любом сервисе, где есть линейка. Чётких инструкций давать не буду, но на мой вкус, наиболее подходящие размеры следующие:

— речка – 7-15 м;
— озерцо – 30-100 м.

Заболоченные озерца

Чуть заболоченные по берегам озерца за счёт разницы в растительности создают градиент тональности и текстур.

Леса с деревьями одного типа

Это проявление минимализма в природе и возможность запечатлеть тонкую мистическую атмосферу.

Границы леса и полей, вырубки

Вырубки – страшные и некрасивые со спутника, но удивительно таинственные зимой. Именно в таком месте я сняла свою серию «Пришельцы и стражники».

Преобладание лиственных лесов для осенней съёмки

Это нужно для того, чтобы избежать следующего: вы поехали осенью в лес на съёмку, а вокруг одни ёлки и ни одного жёлтого деревца. Хотя мне, как невезучей на жёлтые листья (осени ещё нет, либо осени уже нет), всегда спокойнее иметь про запас ёлки.

Смешанный лес или переходы от одного типа деревьев к другому

Фотогеничность смешанного леса может быть как очень сомнительной, так и совершенно явной. Я не смогу раскрыть вам все удачные случаи, так как пока нашла только два:

— сосна + подлесок рябина;
— сосна + подлесок ель.

К сожалению, я не специалист в том, как найти подобные сочетания по картам, но догадываюсь, что для этого нужно учиться разбираться в типах почв. Хоть какие-то намёки можно найти в панорамах улиц Яндекса и Google, а также в прикреплённых фотографиях.

Чем же так привлекательны подобные леса? Посмотрите, как подлесок заполняет всё пустое пространство, оставляя только тропинку. Картинка становится более объёмной, глубокой, хочется зайти в этот зелёный коридор.

© Ольга Потапова
ноябрь 2018